«В здоровом теле — здоровый дух», — говорит пословица. «Чистота — залог здоровья», — вторит ей иная.

Протопи ты мне баньку по-белому…

+70 °С может достигать температура воздуха в мобильной походной бане.
 

А именитая «ода» чистоте «Мойдодыр» Корнея Чуковского призывает: «Давайте же умываться, плескаться… в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане, и в ванне, и в бане…»

Да, конкретно в бане, и с парилкой. Когда две недельки идешь на катамаране по реке под дождиком и прохладным пронизывающим ветром. Когда любой денек сушишь у костра одежку и спальники. Когда окоченевшие руки не могут чиркнуть спичку о коробок, а зажигалка не дает огня на ветру, — тогда выручат вас лишь прирожденный оптимизм и отлично протопленная банька. Ее в походе нужно устраивать постоянно — и в неплохую погоду, и в прохладную дождливую, если для этого есть дрова и время.

В спортивных походах, когда любой денек на учете и маршрут нужно пройти буквально в данное время, туристический люд сознательно обделяет себя таковым «помывочным деньком». Расслабляются в какой-нибудь публичной бане, уже дав телеграмму с почты о окончании маршрута, не забыв поставить на той же почте печать в маршрутную книгу.

Но если в охотничье-рыболовный поход вы идете не спеша, грех не попариться. Ну и практически на каждой стоянке есть готовая каменка, да другой раз и основа. А если еще сохранился целофан на каркасе, то предшествующая группа оставила для вас подарок — готовую баню. Остается лишь порубить дров и заготовить венички.

Протопи ты мне баньку по-белому…

Избираем ровненькое пространство недалеко от водоема и начинаем устанавливать походную баню.

Но бывают и походные чудеса, что обнаруживаются и дрова. Их заготовили много (видимо, в группе были детки) и не успели все спалить. А еще «волшебство чудное», когда висят готовые веники. Такое было в нашей жизни всего раз. Видимо, заготовили экзотичные можжевеловые веники, но воспользоваться ими не стали. Обычно лежат в общей куче «переработанные» веники с засохшими листьями. Но реальный парильщик никогда не опустится до того, чтоб париться на природе в лесу использованным веником — лишь своим, свежайшим. Связать его не стоит огромных трудов.

Ну и сконструировать походную баньку нетрудно. Был бы неплохой подход к воде (как это не погрузиться опосля парилки в воду, весь смысл бани в контрастных температурах!), камешки (без их нет и каменки), дрова, жердочки для каркаса и то, чем его накрыть (все этот же целофан).

Размер баньки выбирается самими строителями, но он должен быть пропорционален по высоте, ширине и длине, ну и каменка обязана быть не большенный, но и не малеханькой. Все зависит от количества человек в группе и желающих попариться и умыться. Парилка, то есть основа, тоже обязана быть в меру просторной, чтоб в ней могли поместиться хотя бы четыре человека, и хотя бы два из их лежа. В тесноватой парилке не весьма комфортно работать веничками, а в просторной нужно поддавать много пара.

Основа накрывается полиэтиленом, без щелей, лучше одной большенный накидкой. Сверху нужно положить влажные дождевые тенты либо брезентовые упаковки от байдарок либо катамаранов. Жар каменки случается так силен, что целофан может расплавиться, и появляется большая дыра, да как раз над камнями. Срочный «ремонт крыши» займет много «банного» времени.

Полог двери плотно запирается массивными портняжными прищепками, а понизу по периметру каркаса днище окапывается песком либо обкладывается камнями. Щелей не обязано быть, утраты пара недопустимы. Даже выходя из бани, парильщики должны созодать это стремительно и ловко, заблаговременно предупредив «надвратного человека» о открытии полога. Ведь в баньке остаются люди, и с уходом 1-го из парильщиков уходит и пар.

Самое основное в туристской бане, ну и во всех банях, — это печь. Печь-каменка обязана быть соразмерной самой баньке и накалена так, чтоб пара хватило на всех желающих. Не дай Бог, крайним клиентам не хватит пара и камешки будут не так горячи, не зашипят. И сколько не отыскивай — не отыщешь жаркого камешка.

Человек готовился к бане, воспринимал роль «в стройке», рубил дрова, вязал веничек и даже в холод разделся, «в очереди стоял нагой», а пара нет, все залили водой, и каменка — только теплая груда камешков. Обида на банщика будет весь поход, а то весь год, до последующего похода и баньки. Потому печь складывается и прокаливается так, чтоб хватило всем участникам на 3–4 захода, и даже любительницам крайнего нежаркого пара — дамам.

Протопи ты мне баньку по-белому…

Отлично, когда в компании имеется опытнейший истопник, понимающий все тонкости сооружения походной бани.

Правда, бывают такие походы, что участвующих в их дам иногда столько же, сколько и парней. Ну и они все, бывалые и закаленные в аква походах дамы, вправе востребовать и отдельную «женскую баню». Если дозволяет количество дров, «стройматериалов» и времени, то и для дам на удаленном месте строится «банька женская» с купальней и лежаком. Две баньки — и никто никому не мешает.

В один прекрасный момент в походе по реке Тумче мы под вечер длительно находили стоянку. Когда за поворотом на берегу показались и стол, и скамьи, и вроде не видно было ни дымка костра, ни палаток, ни катамарана на воде, мы взяли курс на этот бережок. Лишь мы желали причалить к стоянке, как из бани, которая была за камнем, и мы ее не лицезрели, выскочили четыре юные оголенные краснотелые кросотки.

Никак не стесняясь нас, с кликами «Привет, мужчины!» они кинулись в воду. Девчонки плавали в прохладной прозрачной воде, остывая от жаркой баньки, неподалеку от нашего катамарана. Позднее, уже на берегу, на наш вопросец, откуда такие радостные и смелые, они с задором ответили, что Карелия для их уже юг, потому что сами они из Мурманска. Стеша, Анфиса, Анна — имена-то какие! Куда там до их Венерам и Афродитам!

Мурманские девчонки — любительницы аква походов — не достаточно того что кросотки, но и делают все сами: и катамаран соберут, и баньку срубят. И ружье стояло у камня, и удочки, и гитара в чехле, и катамаран на сберегал был вытащен, а не привязан на воде. Все «по мозгу», все по правилам. Вот для тебя и дамы, вот для тебя и слабенький пол…

Но вернемся к нашей теме. Итак, топится каменка в течение 5–6 часов, и обычно опосля обеда. Прогорели дрова — подкладываешь еще. На это дело выделяется истопник, он смотрит за костром, занимается дровами. Тут, на реке, все в твоих руках. «Свежайший утренний пар», который обожают городские парильщики, в походе ты делаешь сам в хоть какое время суток.

В то время, пока нагреваются камешки, собирают основа баньки и накрывают полиэтиленом. Из жердей либо бревен рубят скамью и лежак. Печь уже раскалилась добела, по камням бегут искорки-звездочки, пошло и малиновое свечение. Чуток плеснешь жаркой воды из кружки — зашипит вода. Перевоплотится она в шарики, поиграв на камне, одномоментно пропадет. Вот оно пришло, «белоснежное каление», — париться можно, но лучше подтопить. Хватит ли на всех пара? На два захода хватит, но это лишь прогреешься, лишь войдешь во вкус блаженства, а пар не тот, сырой и жаркий.

Опытнейший истопник, заканчивая топить каменку, собирает всех пришедших с охоты и рыбалки на совет. Ну и сам подстраховывается на вариант «нехватки пара». «Величавое собрание» и решает, каковой накал камешков: «белоснежный», «малиновый» — позже уже будет поздно, каменка топится лишь раз. Естественно, опосля банных процедур камешки длительно будут остывать, и есть любители подремать ночкой в тепле и высушить одежку и обувь. Тепла хватит, ну и запаха веников и подстилки для богатырского неплохого сна.

Когда дрова прогорят, кропотливо выметаются все угли. Останутся угли, «голубое свечение» — это угарный газ, боль в голове, какая там размеренная ночь (то есть темное время суток)… Опытнейший банщик никогда такового не допустит. Подметается пол, заливаются угольки — вдруг кто наступит босоногий ногой на уголек под подстилкой?

А подстилки делают из хвойного лапника. И запах приятный, и пятки щекочет. Над каменкой возводят основа, следя, чтоб не прогорела крыша; расплавленный целофан на спине и теле — наслаждение не весьма приятное. Окапывают по периметру песком все щели, закрывают полог, и банька готова к приему гостей. На «поварском» костре во всех вольных котлах повсевременно нагревается вода. Запариваются веники. Настой от веников в котелке подается в баню. Им и поливают камешки для запаха.

Протопи ты мне баньку по-белому…

ДЛЯ ПЫЛУ-ЖАРУ.

База основ для организации походной бани — печь-каменка. Камешки собираются не весьма огромные, но и не мелкие. Средний размер — с футбольный мяч. Мелкие стремительно остынут, огромные длительно прогревать. Собирается каменка как пирамида, но укладывается так, чтоб понизу была топка. Так камешки прогреваются понизу, а сверху кладут еще дрова, и печь оказывается в костре. На маленькую группу не стоит собирать много камешков. Такую каменку длительно топить, будет нужно куча дров.

Веник в бане — вещь нужная, без него и не попаришься по-настоящему, не нагонишь парка на свое бренное тело, лишь погреешься. Потому веничек любой вяжет для себя сам, по собственному вкусу. Неплохи веники березовые, ольховые, дубовые (но дубов на Севере нет), можжевеловые (запаренные, они не особо колючие), а запах от их замечательный.

Первыми на легкий пар идут строители бани и истопник. Уже котелок с жарким настоем готов, влагонепроницаемый фонарь меркло освещает парную, и пошло 1-ое шипение и 1-ый пар.

Да, в таковой баньке ты чувствуещь себя первобытным человеком, случаем опрокинувшим глиняную посудину с водой на жаркие камешки вокруг пещерного очага и в первый раз познавшим благостное тепло пара. Так и сидишь в каркасной баньке, полностью нагой, и поливаешь из кружечки воду на каменку. Чем не первобытная баня и пробудившиеся в для тебя те же 1-ые инстинкты охотника, рыболова, добытчика! Правда, заместо лука и стрел — ружье и патроны. Заместо остроги и копья — удочка и спиннинг.

Ну а в баньке тем временем уже современные охотники, рыболовы и путники поддали парку и заработали вениками. И стонут, и кричат: «Ты что, спалить нас хочешь?!» Другие возгласы положительные: «Какой парок замечательный», «Какая же это благодать, баня!», «Как хорошо-то, мужчины!», «Неплох поддавать, волосы уже трещат!», «Все, выходим, в реку — стремительно!»

В клубах пара из-под полога бани выскакивают 1-ые парильщики. Сходу — в воду. Юные, прекрасные, краснотелые. А имена-то какие: Евгений, Кирилл, Николай, Юрий. Как здесь не вспомянуть и мурманских девчат! Баня всех красит, всех молодит.

Как неплох банный вечер! Легкий ужин с благоуханной ухой, утки жареные с румяной корочкой. Всем сходу на мозг приходит фраза предводителя А.В. Суворова: «Опосля бани — хоть портки продай, а 100 гр выпей». И разливают эти 100 граммов водки, настоянной на клюкве, бруснике, а то и на морошке. И баня удалась. Из чехла достается гитара, и чуток охрипшим голосом «адмирал» поет «Баньку по-белому…», и все молчат — любой задумывается о собственном.

И длительно, практически до рассвета, будут путники петь песни, пить из котла чай и вспоминать свои прошлые походы.