Венское собрание Габсбургов не случаем именуется Палатой не только лишь придворного и защитного, да и охотничьего вооружения. Навряд ли найдется хоть один представитель этого рода, который не увлекся бы охотой. Как следствие — скопленные бессчетные трофеи и орудие различных эпох и народов.

Охота превыше всего

Карл VI (1685–1740), самый «испанский» правитель из всех германских Габсбургов, имел хороший набор охотничьих ружей. Кремниевое охотничье ружье и пару пистолетов сделал для него венский мастер Иоганн Георг Кайзер в 1731 году.

Всю коллекцию не охватить одним взором, потому ограничимся описанием 15-20 более выразительных предметов охотничьего снаряжения, до этого всего ружей, пистолетов и прохладного орудия, объединенных в Новеньком Бурге в единую коллекцию.  

Утонченно декорированное охотничье ружье из серебра с пороховницей (1607) подтверждает высочайший класс оружейников, работавших у правителя Рудольфа II. Ружье длиной 114,8 сантиметра сделано известным мастером из Аугсбурга Даниэлем Саделером и ювелиром Давидом Альтонштетером. Серебряная ружейная ложа заполнена инкрустациями из эмалей с орнаментальным узором, набросок гравировкой, цветные пластинки из серебра. Колесцовый кремниевый замок имеет аналогичное украшение. Восхищает необыкновенная форма пороховницы, изготовленная из позолоченного серебра.  

Музей располагает неповторимым кремниевым ружьем, изготовленным при дворе Короля-Солнце Людовика XIV в начале XVIII века. Настолько шикарное ружье навряд ли могло употребляться в боевых действиях и быстрее всего предназначалось для охоты. Эталон длиною 157,2 см блистательно исполнен мастером К. Шосто. Ложа и приклад покрыты узким серебряным орнаментом со сценами из жизни Геракла.  

Очередное колесное серебряное ружье (длиной 109,5 см) с пороховницей (1628) вошло в состав музейной коллекции. Создателем считается Ганс Шмидт из Ридлингена. В 1624 году он окончил отделку, как тогда называли, «прицельной трубки» для эрцгерцога Леопольда V Тирольского (1586–1632) и переехал в Ферлах, который с середины XVI столетия числился общепризнанным центром ружейного производства. Понятно, что мастер весьма дорожил сиим заказом и старался вложить в его украшение весь собственный талант, не рассчитывая на новейшие поручения. Курок изготовлен в форме ястребиной головы, а львиная головка пристроена таковым образом, что своими зубами вроде бы препятствует движению колеса.  

Ложа и замочные доски практически усеяны сценами охоты на местных и экзотичных звериных, взятых из графических произведений флорентийского художника Антонио Темпесты. Охотничьи сюжеты окружает узкий растительный орнамент.  

Пороховница обильно декорирована сюжетами из 144 псалмов и притчи о Хорошем Пастыре. В центре — герб и портрет высочайшего обладателя.  

Пороховницы составляли неотъемлемую часть охотничьего снаряжения; их делали из дерева, кости, рога и драгоценных металлов. Они имели разную форму и выполнялись в огромных количествах.  

Огнестрельное орудие и принадлежности к нему нередко украшались гравированными вставками из слоновой кости, сложными интарсиями и богатой резьбой. Стальные части парадного ружья, сделанного для правителя Рудольфа II, были вырезаны Даниэлем Саделером, удачно трудившимся при дворе.  

Ствол сделал Иеронимус Боршторфер из Мюнхена, потом перебравшийся в Прагу.  

Эта славная пара оформила не одно изделие для Рудольфа II, увлекавшегося естественными науками, искусством и охотой. Убегая от реальности, Рудольф переселился из Вены в Прагу. Пражские Градчаны, по его воззрению, соответствовали монархическим амбициям больше, чем умеренный Хофбург. Правитель с наслаждением проводил время в красочной местности на Эльбе, где перестроил охотничий замок в Брандайсе (Брандысна-Лабе).

Окружив себя живописцами, монарх стремился скрыться от горьковатой реальности в мир красивого вымысла. Не считая картин собирал часы и поощрял ювелиров. Кульминацией ювелирного мастерства стала прекрасная императорская корона Рудольфа, превратившаяся в знак Австрийской империи.  

Настоящие новаторы не ограничивали себя изобретением парадного орудия. Техно идея продолжала развиваться. Уникальные инновации привели к созданию макета современного пистолета, хотя на первом шаге вращение шестизарядного барабана еще выполнялось вручную. Таковой пистолет достался императору Матиасу. Его вороненый барабан украшен ажурными латунными накладками в форме богемского льва и царского сокола.  

Колесцовый пистолет заходил в состав арсенала эрцгерцога Фердинанда Тирольского. Музейный экземпляр сделан по итальянскому проекту в Брунсвике в XVI веке и был в свое время большенный редкостью. Охотничьи сцены на стволе напоминают о начальном использовании пистолетов в охоте.  

В XVII веке пистолеты нередко делались парными. Парадная пистолетная пара сделана в Аугсбурге около 1660 года Христофором Трефлером, выходцем из известной семьи германских оружейников. Оба экземпляра состоят из шомпольных трубок, рукоятей с затыльниками и обоймиц. Их заряжали с дульного отверстия, сначала засыпая порох, потом забивали круглую пулю.  

Пистолеты лишены прицельных приспособлений. Мушек в то время еще не делали. Целились по верхней грани ствола. Дальность равнялась приблизительно пятидесяти шагам. Ручки и ложа этих неповторимых пистолетов обильно покрыты барочной резьбой и инкрустацией из слоновой кости.  

Отец Марии Терезии Карл VI (1685–1740), самый «испанский» правитель из всех германских Габсбургов, имел хороший набор охотничьих ружей. Кремниевое охотничье ружье и пару пистолетов сделал для него венский мастер Иоганн Георг Кайзер в 1731 году. На ружье приметны гравированные охотничьи и военные сцены. Эстетствовавший монарх, как представляется, мог избрать орудие не за его боевые свойства, а соблазнившись прекрасным декором.  

Колесное охотничье ружье в выполнении И. С. Гаушки из Брауншвейга (1733) было подстать кремниевому «собрату». Ствол и замок имеют золотые и серебряные вставки. На стволе из дамасской стали изображена богиня охоты Диана с собаками, преследующими оленей. В золотом обрамлении, украшенном короной, портрет царицы Елизаветы — супруги Карла, который перед тем, как выстрелить, мог посмотреть на возлюбленный образ. По соседству на той же ореховой ложе — перламутровый двуглавый орел, чуток выше — императорская корона.  

Обращают на себя внимание пара кремниевых ружей (1763) придворного мастера короля Людовика XVI (1754–1793) де Сента из Версаля. Ружья так понравились Марии Антуанетте, что она поручила де Сенту сделать 12 штук данной нам модели и подарила их собственной мамы — императрице Марии Терезии Австрийской (1717–1780).

 По семейным традициям Габсбурги с ранешнего юношества приобщались к охоте. Восьмилетнему кронпринцу Рудольфу, к примеру, в 1866 году венский мастер А. И. Кребс подарил богато увенчанный дробовик.  

«Крайний монарх старенькой школы» правитель Франц Иосиф — бюрократ до мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека) костей, проявлявший страсть лишь на охоте, естественно же, не мог индифферентно относиться к оружию. Потому в музее не обошлось без принадлежавших ему стволов.  

В Венском собрании хранится золотой пистолет Франца Иосифа, сделанный и подаренный кайзеру венским оружейником Иоганном Гассером в 1891 году вкупе с комплектом из 6 патронов калибра 11 мм и набором приспособлений для разборки и очистки орудия.

Пистолет помещен в кассету из темной кожи с серебряными накладками и фиолетовой шелковой внутренней обивкой. Фабрика, производившая пистолеты данной модели, находилась в районе Оттокринге, пичкала ими кайзеровскую армию и продавала в Балканские страны.