Любопытно, какое орудие было у величавых людей? Нет, не у «виртуозов промысла», а у живописцев, писателей, артистов, чьи имена известны во всем мире. Этот вопросец я задавал для себя не раз и вот в один прекрасный момент, судьбе было угодно прислать мне на экспертизу ружье Федора Ивановича Шаляпина.
Бескурковые ружья не владеют харизмой и изяществом «курков», но при всем этом еще удобнее и функциональнее. Ф.И. Шаляпин по достоинству оценил все их плюсы.
Для начала представим величавого российского баса в нежданном для него амплуа азартнейшего охотника и рыболова. Не достаточно кто понимает, что Федор Иванович уже в зрелом возрасте увлекся охотой, да так, что, по мемуарам современников, забывал обо всем на свете. Охота величайшего оперного певца, жаркого по натуре человека, была специфичной: он обожал много стрелять, и иногда находиться рядом с ним на охоте было страшновато.
Плоха либо хороша таковая охота? Непременно, для добытчика мяса и пушнины это верх бреда, тупость безмерная. Но для весьма занятого городского человека, не обремененного заботами о добыче пропитания, это и хороший отдых, и разрядка.
Итак, ружье Шаляпина. Сейчас оно хранится в фондах Муниципального центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки. А оказалось оно там 19 декабря 1988 года благодаря П.П. Пашкову — душеприказчику Иры Шаляпиной, дочери певца. Судя по клеймению, ружье было сделано в Льеже (Царство Бельгия) на обширно известной Льежской мануфактуре огнестрельного орудия в 1910–1922 гг. Но быстрее всего, оно было выпущено до начала Первой мировой войны, когда меж Россией и Бельгией были довольно активные торговые дела.
Что все-таки представляет из себя орудие именитого певца? Это довольно обычная двустволка 20-го калибра с коробчатыми замками, внутренними курками (система взвода «Энсон и Дилей») и верхним затвором системы «Гринер — Скотт». Стволы спаяны в ствольный блок с горизонтальным расположением. Каналы стволов гладкие, в дульной части чоковые сужения. Длина стволов 661 мм.
На межствольную планку с гордостью нанесены имя производителя, его месторасположение, дата основания фабрики и сведения о призе, приобретенном на выставке в Париже в 1900 году:
Manufactureliégeoised’Armesаfeu. Liege. Fondée 1866. Grandprixparis 1900 (Льежская мануфактура огнестрельного орудия. Льеж. Базирована в 1866. Большенный приз (Гран-при) в Париже, 1900). На стволах неоднократно указан сорт хорошей ствольной стали — всепригодная сталь Коккерилль.
Клеймение бельгийского орудия начала XX века было «открытой книжкой», по этому можно без усилий выяснить все принципиальные и нужные
для охотников свойства ружья.
Чтение клейм на стволах и ствольной коробке доставляет настоящее наслаждение. Благодаря им можно выяснить о многом: о испытании черным и разными бездымными порохами, о поперечнике чоковых сужений (15,2 мм и 15,4 мм), о внутреннем поперечнике стволов (на расстоянии 22 см от казенного среза он составляет 15,8 мм), о длине патронников (70 мм) и их внутреннем поперечнике (17,6 мм), а также о массе ствола (1 кг 173,6 г.)
Шаляпинское ружье весьма просто, из «украшательств» на нем всего только одна простая гравировка.
Неприятно изумила неисправность механизма запирания и следы грубого откручивания винтов на ствольной коробке. Предпосылкой этому была примитивная деактивация дробовика — с него просто сняли бойки. На хвостовике ствольной коробки помещается кнопка предохранителя, но из-за варварского вмешательства в механизм орудия убедиться в его исправности было нереально. Но невзирая на все это, считаю, орудие «отвертелось малой кровью (внутренней средой организма)»: уродливых пропилов и отверстий на нем нет, и в целом оно в хорошем состоянии.
Двустволка Федора Ивановича попала в музей в комплекте с узким кожаным ремнем (нужно сказать, неловким) и кожаным футляром. Эти детали молвят о аккуратности певца, о том, что он хлопотал о ружье и, естественно, дорожил им: держал в футляре и, судя по отсутствию видимых сыпи и раковин, впору чистил.
1-ый артист республики.
Отпрыск крестьянина Вятской губернии, Федя Шаляпин мальчуганом был отдан на обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) сапожному делу. Как знать, может быть, он так и занимался бы всю жизнь сапожным ремеслом, но, как понятно, настоящий талант не теряется даром.
В 1889 году Шаляпин поступил в драматическую труппу В.Б. Серебрякова, потом в 1893-м он перебрался в Москву, а в 1894-м в Санкт-Петербург. Его выдающийся, совсем уникальный глас отметили, и скоро, в 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы. Очень скоро он заполучил огромную известность. В 1918 году Ф.И. Шаляпин стал художественным управляющим бывшего Мариинского театра.
В том же году он первым получил звание Народного артиста республики. В 1922 году Шаляпин поехал на гастроли за границу и на родину больше не возвратился.
То что эта двустволка поступила в музей из семьи певца, непременно. Но буквально ли она принадлежала Шаляпину? Хотелось бы подтверждающих доказательств.
Попробуем проанализировать временные периоды. Федор Иванович Шаляпин, начавший артистичную карьеру в Рф в 1889 году, выехал на гастроли за границу в 1922-м и на родину больше не ворачивался. Периоды производства ружья и пребывания певца на местности Рф совпадают.
Существует несколько фото Шаляпина с охотничьим ружьем. На одной из их при большенном увеличении можно разглядеть приклад ружья, одинаковый декоративный щитик, расположенный за задней антабкой, и другие части орудия. И все идентично двустволке, лежащей в музее им. М.И. Глинки. Таковым образом, владение Ф.И. Шаляпина конкретно сиим ружьем подтверждается.
Любопытен один факт. Когда ружье оказалось в фондах музея, в акте поступления была неверно указана лишь часть его серийного номера. Стопроцентно же серийный номер был указан в разрешении на право хранения орудия № 1805 от 18 мая 1993 года. Любопытно, что он был выдан Свердловским РУВД ГУВД г. Москвы МВД (Министерство внутренних дел — орган исполнительной власти, правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности) РФ (Российская Федерация – государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) директору музея А.Д. Панюшкину. То есть разрешение на хранение орудия директор музея получал не на музей, а на себя. Вот такие абсурдные нормы действовали в те времена.
Держа в руках эту ординарную, но весьма доброкачественную двустволку, я невольно задумался о современных ружьях. О турецких поделках, итальянских потугах даже гласить не охото, ну и именитые англичане, пожалуй, не дают сейчас такового свойства, которое находится в шаляпинском ружье.
При этом стоило оно в 1913 году 125 рублей. Для сопоставления напомним, что заработок машиниста либо электрика в том же 1913 году составлял 93 рубля. А сейчас, с учетом крайних инфляционных действий, ружье, схожее шаляпинскому, стоило бы около 200 000 рублей.
Чудилось бы, современные технологии выпуска орудия предусмотрены удешевить его создание и повысить свойство, но, как досадно бы это не звучало, совладали они лишь с первым в вред второму.
Сейчас ружье, принадлежащее величавому русскому певцу с неподражаемым голосом, экспонируется в его доме-музее на Новинском бульваре, и любой при желании может посмотреть на него.