В старенькые времена российское заглавие первого месяца озари звучало как «руин» либо «рюин» (ревун) и соединено было со животным кличем любви (ревом). В это время у лосей начинаются супружеские игры, турниры, сопровождаемые ревом рогачей. Народные прозвища — листопадник, златоцвет, хмурень.

Примета сентября: чем он суше и теплее - зима наступит позднее

фото: Семина Миши

Это месяц, обеспеченный дарами природы: «В сентябре и у воробья — пиво, и у ворона — копна».

Общая погодная примета сентября: чем он суше и теплее, тем зима наступит позже.

Поздний листопад предсказывает серьезную зиму.

1-ый Вселенский собор установил 14 сентября началом года в 1342 году, и Собор в Москве решил вести отчет года с это денька.

Но в народе это не прижилось, церковное же новолетие и доныне начинается с этого денька.

В народе окрестили его Семен Летопроводец, считая его встречей озари — первыми Осенинами.

Полагалось «вытереть» при помощи 2-ух дощечек «новейший» огнь и с ним начать засидки либо посиделки, другими словами вечерние работы и беседы при «новеньком”, «чистом» огне. С этого действия вели отсчет паутинному бабьему лету, продолжавшемуся до 21 числа.

Начинали праздновать осенние женитьбы (до 15 ноября), переселялись в новейшие дома, производили ритуал «пострига» (посвящения) мальчишек, достигших 7 лет, в отроки, тем отмечая их другую роль в общине, вершили благотворительные дела.

К этому деньку был приурочен весьма старый смешной праздничек — ритуал похорон мух и тараканов. Может быть, когда-то он справлялся в честь языческого бога Белобога, очистительного землю от данной для нас нечисти.

2-ой праздничек в сентябре приходится на 21 число — Рождество Пресвятой Богородицы. В этот денек праздновали вторую встречу озари. Рано днем дамы выходили на берега рек, озер и прудов встречать матушку Осенину овсяным хлебом и киселем.

В осознании российского человека ее образ сливался с образом Богородицы и обращались к ней так: «Богородица пречистая, освободи от маеты, надсады от всего сердца отведи, мое житье-бытье освети!» По обычаю в этот денек все родные и знакомые приходили в гости к новобрачным, чтоб «поучить их уму-разуму».

Юная хозяйка готовила особенный пирог круглой формы и зазывала гостей: «К нашей хлеб-соли милости просим!»

Опосля сытного обеда юная хозяйка обязана была показать дом, а ее супруг — двор, амбар, сараи, сад и угощать пивом собственного изготовления. С 21-го числилось: «Всякому лету — аминь». Осень вполне вступала в свои права.

27-го — по-народному Сдвиженье: «Сдвиженье тепло двинет, холода надвинет».

По церковному календарю Воздвижение Добросовестного и Животворящего Креста Господня. Денек числился конечной встречей озари — крайними Осенинами. Везде начинались «капустницы» — девичьи вечеринки, молодежь прогуливалась из дома в дом капусту рубить (капустинские вечерки продолжались две недельки).

Это было собственного рода священнодействие: капуста числилась едой богов, и славяне первыми научились квасить и припасать ее впрок. Совершали очередной старый ритуал — крестовый. Символ креста с древних пор являлся эмблемой Солнца. На Воздвижение он приобретал волшебное действие, излучая охранительную силу.

Кресты вырезали из дерева, клали накрест ветки рябины, отрисовывали их в местах, которые желали уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах и тому схожее.

На Сдвиженье, по народному поверью, змеи и остальные гады вкупе с птицами переселялись в неизвестную блаженную страну Ирием (в христианстве слово приняло понятие «рая»). Потому им устраивались проводы с просьбами передать послания ушедшим в мир другой. Завершались полевые работы, крайняя копна «с поля двинулась».

Любопытны некие сохранившиеся в народной памяти ритуалы, связанные с угасанием природной жизни в связи с пришествием холодов. Числилось, что в это время творят свои крайние выходки лешие.

В ночь (то есть темное время суток) на 4-е сентября они выходят на луга, забираются на гумна и играют со свежайшей травой, наговаривая, от что крестьянину необходимо было уберечься. Надев вывороченный овчинный тулуп, с обвязанными полотенцами-оберегами головами, всем селом выходили в ночное.

Вокруг полей, строений кочергами очерчивали волшебные круги, произнося заклинания. Для хороших духов были свои обрядовые слова: «Поздравляю тебя, батюшка Овин, с праздничком, желаю для тебя долгого стояния, а нам бы хлеб сушить и молотить во здравие».

По окончанию жатвы всей деревней варили пиво, вокруг селения делали опашку, изгоняя из него Кумоха, опосля разделяли пиво по домам и отдыхали от трудов праведных два-три денька.

На Ивана Постного (11 сентября), по церковному календарю, величавый праздничек Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня, Иоанна. Денек проходил в строжайшем посте, и остерегались всего круглого: рубить капусту, есть репу и прочее. 19 сентября — Михайлов денек, Денек братчины.

Братчина — сход, на котором решались семейные и личные дела. Опосля братчины устраивали угощение, ставили мирскую свечу в храме и молили о ниспослании всех благ. Работать на Михайлу не полагалось. Нехорошей приметой числилось мыть в этот денек голову — из опаски «смыть разум».

20 сентября — денек памяти преподобного Луки — в удобном народном сознании ассоциируется с луком. «Лук в косицы плетут девушки», — гласили о этом деньке. Было недозволено есть лук новейшего урожая, пока он весь не убран с гряд — не то весь посохнет.

Начинались осенние «скотские» рынки. Отменная примета: приобрести овса и накормить первую встречную лошадка — к достатку. Начиналась торговля луком.

24 сентября — денек памяти Феодоры Александрийской. «На Федору лето кончается, осень начинается», — так гласили в народе, иногда добавляя: «Не всякое лето до Федоры дотянет». Дождики, слякоть, непогодица. Начиналась торговля жаркими напитками.

С пришествием прохладных дней квас и сбитень переставали воспользоваться спросом, а вот жаркий сбитень отлично греет в осенние и зимние холода. Торговцы сбитнем из суеверия клали под бочку монеты — чтоб верная прибыль шла.

А покупатели держали монету прижатой ко дну кружки — таковым образом любой соблюдал собственный энтузиазм.

28 сентября — денек памяти великомученика Никиты. В народе называется Никита Гусепроводец. «Гуси на хвосте зиму тащат». Время умилостивить водяного: вымыть избу и самим в баньке попариться.

Гранит сентября — сапфир (цвет осеннего неба), цветок — астра.