На одной из крайних охот 2018 года моим спутником был юный охотник Виктор. Набродившись по глубочайшему снегу и не встретив даже старенького следочка русака, мы присели на ствол поваленного дерева на наиблежайшей к озимому полю опушке.

Разговор с охотником в Рождественский пост

Фото Антона Журавкова.

Перекусив и выпив чая из термоса, мы стали рассуждать, почему же не лишь самого зайца, но даже его следов не узрели.

И здесь Виктор произнес:

— Правильно старики гласили, что охотиться в православный пост недозволено. На данный момент Рождественский пост, может, потому так безуспешно складывается наша нынешняя охота?

Слово было за мной. Сходу вспомянулись ответы на вопросцы о том, как православие относится к охоте и можно ли во время поста предаваться возлюбленной забаве.

По данной теме есть много статей. К примеру, статья С. Хрибара «Этична ли охота?», которую просто отыскать в вебе. В ней создатель дает оценку охоты с точки зрения христианства.

Правоверная церковь никогда — ни до 1917 года, ни позднее — не осуждала охоту как грех, считая ее методом добычи еды либо пушнины, а также защитой от плотоядных звериных.

Если охота не просто отдых и тем наиболее не стрельба во все живое, а средство варьировать стол одичавшим мясом, добытым к церковным праздничкам, то она, по воззрению Церкви, не является душепагубным занятием.

Другими словами, Церковь осуждает охоту лишь тогда, когда она приносит наслаждение от глупой стрельбы, когда добытую дичь не употребляют, а выбрасывают, когда человек радуется количеству отстрелянных птиц и животных, не задумываясь о последствиях.

Непременно, грехом считается и браконьерская охота во всех ее видах и проявлениях. Не считая этого, сам верующий охотник будет ощущать за собой грех, если не посещает храм, пропускает принципиальные церковные службы ради ублажения охотничьей страсти…

На эту же тему я посоветовал Виктору прочитать еще одну хорошую статью «Охота — дело разумных людей», размещенную в декабрьском номере «РОГ» за 2012 год.

Виктор некое время молчал и вдруг задал вопрос, как я отношусь к православию. На это я дал ответ, что был крещен в ранешном возрасте, но рос как все русские малыши и ничем от их не различался, что еще в детстве отыскал свою профессию — Родину защищать — и наиболее 25 лет прослужил в рядах Вооруженных сил, потом работал, а сейчас опять защищаю людей, но уже в качестве юриста.

Произнес также, что никогда не был богоборцем и конкретным безбожником.

Вспомянул, как в октябре дальнего 1983 года, находясь на учебе в Киеве, посетил Киево-Печерскую Лавру и там, в Ближних пещерах, прикоснулся к вечным мощам преподобного Илии — того самого былинного героя Ильи Муромца, заступника земли Российской, которого в нашей стране знают полностью все.

Это была моя 1-ая встреча с величавой православной святыней, сделавшая мое пребывание в Православной церкви осмысленным. Тогда я еще не знал, что от мощей Илии Муромца исходят исцеления почти всех заболеваний, меня просто притягивал к для себя образ этого святого…

О том, как я удостоился приложиться к руке преподобного Илии Муромца, мне припоминает шутливая надпись на книжке, подаренной мне известным историком В.А. Шиденко, отдавшем исследованию Лавры всю жизнь: «Глубокоуважаемому уссурийцу Вячеславу Михайлову на память о посещении Киево-Печерской Лавры и прощении всех оного грехов, как прошедших, так и сегодняшних и тех, которые будут… В лето от Сотворения мира 7491-е, октября 16 денька от сотворения Слова в 1983-е».

Как показала жизнь, конкретно встреча со святым Илией Печерским почти все предназначила для меня.

С того года при первой же способности я начал посещать православный храм, а через два года был переведен на службу во Львов, где мог следить католиков и униатов. От этих наблюдений и сравнений пришло понимание того, что правоверная вера крепче остальных.

Сейчас, по прошествии прожитых лет, я верю, что преподобный Илия, взяв меня, юного офицера, под свою защиту, продолжает вести и доселе по непростым дорогам жизни. Лишь сиим я объясняю происшедшие со мной случаи, когда мог погибнуть, но остался жить.

Так, в январе 1984 года я избежал смерти в тяжеленной автоаварии… Опосля увольнения в припас, спасая человека, я обязан был бежать прямо на правонарушителя, направившего на меня пистолет.

Правонарушитель меня лицезрел, но не выстрелил… Ну и на охоте бывали случаи, когда я просто мог погибнуть. В один прекрасный момент поздней в осеннюю пору, на малеханькой пластмассовой лодочке, одетый в зимний бушлат и болотники, я охотился на осеннем просвете.

Лодочка была длиной 180 см, сидений не имела. Уместился я на ее надувном деньке еле-еле, и было мне страшно неловко. Ни оборотиться, ни привстать без риска перевернуть лодку.

Но желание и возможность успешно поохотиться на озере, где скопилось много пролетной птицы, превзошли разум. Утки в тот денек на озере летали и налетали, я стрелял и время от времени даже сбивал их. За охотой не сходу увидел, как моя лодчонка стала спускать воздух и уменьшаться в размерах.

Сообразил я это, только когда борта находились в 5 сантиметрах от воды, а до наиблежайшего берега было метров двести. К тому же глубина озера в этом месте не наименее 3-х метров; вокруг никого, и просить помощи не у кого.

Чудилось бы, шансов на спасение — ноль. Но мой небесный покровитель все это лицезрел и не оставил меня. Он принудил меня успокоиться, а потом как-то привел тонущую лодчонку к берегу…

Выслушав все, Виктор, задал вопрос:

— А вы сами охотились во время православных постов?

— Охотился и оставался православным.

— А каково это — и охотником быть, и верующим?

— Как и сейчас, в Рождественский пост я постоянно охотился с путевкой в разрешенных угодьях и лишь на разрешенную дичь. Браконьерством не занимался. В храм прогуливался и хожу часто, на каждую воскресную Литургию непременно.

Мне весьма подфартило с учителями. На первых порах, еще в детстве, это были дедушка и батюшка — конкретные и опытные охотники. Они и обучили самым обычным охотничьим традициям. Для их и их друзей-охотников добывание дичи было необходимостью. Тогда ведь в магазинах не было столько мяса, сколько на данный момент.

А чтоб брать его на рынке либо в кооперативных магазинах, заработка не хватало. Потому, купив запасы и зарядив патроны, оплатив госпошлину за возможность охоты, они добывали не всякую из разрешенной дичь. К примеру, заместо кросотки лисы предпочитали издержать патрон на серенького русачишку.

Заместо парящих уток ожидали, когда из колки камышей выплывут кашкалдаки. Тогда уж они стреляли, нередко одним патроном добывая несколько лысух. А на мои вопросцы они отвечали идиентично: дескать, охота для их не лишь любимое занятие, но и подспорье для семьи.

Еще гласили, что пышноватый мех с патрикеевны нужно уметь верно снять, высушить, чтоб позже отнести в пункт приема. Потому добытый кролик был наиболее ценным трофеем.

Как гласили известные юмористы, зайчики — это не лишь ценный мех, но и два-три килограмма диетического мяса. Итак вот у русака этих кг еще более. Приучился к таковой охоте и я.

Не стреляю по всему, а добываю столько, сколько можно употребить в еду, то есть строго соблюдаю норму добычи.

На охоте я нередко ловлю себя на мысли, что обращаюсь за помощью к Ангелу-ханителю, преподобному Илии либо конкретно к Иисусу Христу. И постоянно добываю дичь либо получаю возможность ее добыть…

О одной таковой охоте, которая завершилась успешно, я писал в маленьком материале «Заяц к Рождеству», размещенном в «РОГ». За денек до пришествия Рождества у меня было все, чтоб не грешить на охоте. А вышло это так.

Дело в том, что горьковатые девяностые не баловали нас, служивых, своевременной выдачей валютного содержания. Не дали его и в конце декабря, и сходу опосля новогодних праздничков. А занять средств было не у кого, потому что мои сослуживцы находились в таком же положении, что и я.

Потому охота в Рождественский пост не могла быть просто баловством и радостным времяпровождением. Понятно, что в этом случае добытый заяц становился не лишь украшением рождественского стола, но и нужным мясным блюдом для моих детей…

Итак, вышел я на охоту за два часа до сумерек, надеясь добыть русака. Шел по лесу и лишь просил Иисуса Христа посодействовать в охоте. Обращался к Нему своими словами, просил отдать возможность добыть кролика. И был услышан.

Невзирая на мороз, когда скрип снега разносится по всей окружении, мой кролик поднялся с лежки на расстоянии уверенного выстрела и побежал не от меня, а вроде бы обегая меня, подставив при всем этом бок. И я не промазал…

В итоге в нашей семье на Рождество была зайчатина, профессионально приготовленная возлюбленной супругой…

Заметив, что Виктор утомился от моих рассказов, я поблагодарил его за внимание, напомнил, что за охотников заступается страдалец Трифон, а на Руси их покровителями являются еще девятнадцать угодников Божиих.

Не считая того, с 2006 года у русских охотников есть особая икона «Собор святых покровителей охотников и рыболовов», написанная по благословению Святейшего Патриарха Столичного и всея Руси Алексия II.

С Новеньким 2019 годом и Рождеством Христовым! Здоровья, фурроров и благополучия! Ни пуха ни пера!